Если ребенок ворует...

Случилось страшное – ваш ребенок что-то украл? Родители в недоумении: как он мог? У вас порядочная и благополучная семья, как это могло случиться и что теперь делать?

Для того, чтобы найти верное решение в сложившейся ситуации, выясните, какова причина случившегося. От того, что послужило мотивом для воровства, зависит выход из создавшегося положения.

Ребенок не понимает, что он совершил. Никому в голову не придет считать воришкой ребенка 2-3 лет, если он взял понравившуюся вещь, не спросив на то позволения. Маленький ребенок действительно еще не совсем понимает, что есть «свое» и «чужое», это представление формируется к 2-3 годам. Если родители не позаботились о том, чтобы своевременно объяснить малышу, что чужие вещи нельзя брать без спроса, то такой ребенок может и в 5 лет присваивать вещи других людей, не понимая, что он поступает плохо. С другой стороны, бывает так, что ребенок в 3 года отчетливо понимает, что, взяв чужую вещь, он ворует. Словом, понятие о воровстве, о чужой собственности должны вовремя быть сформированы, и зависит это от родителей.

Психологические проблемы. О них говорят в той ситуации, когда ребенок осознанно ворует и при этом преследует цель понравиться кому-то, завоевать чье-то расположение. Например, если ребенку не хватает родительского внимания, общения и заботы, он пробует обрести все это где-то в другом месте. Ребенок, жаждущий внимания и любви, способен на многое, в том числе, и на воровство: например, когда он хочет, чтобы его приняли в компании детей-сверстников, он хочет придти с такой игрушкой, которой ни у кого нет, но всем интересна, и приобретает игрушку любым доступным способом.

Несформированность моральных принципов. Так характеризуют поведение ребенка, который, совершая воровство, отчетливо понимает, что так поступать нельзя, но желание обладать какой-то вещью настолько велико, что он решается её украсть. Пожалуй, эта самая сложная из перечисленных ситуаций, поскольку здесь для решения проблемы придется «перевернуть» сознание ребенка и приложить массу усилий для того, чтобы заново сформировать какие-то моральные устои. Родителям необходимо развивать в ребенке чувство сострадания к другим людям, объяснять, что владельца украденной вещи очень огорчит её пропажа и т.д.

Что делать?

Конечно, в каждой конкретной ситуации нужно разбираться отдельно, но есть несколько общих рекомендаций, о которых психологи (если бы вы обратились за помощью к профессионалу), скажут в первую очередь.

  • Как бы вас ни возмутил факт воровства, не нужно наказывать ребенка унизительными для него способами. Конечно, воровство - это очень неприятно и стыдно, но ребенок всегда должен знать, что его любят и готовы простить. Именно в ответ на доброжелательное отношение и веру в лучшие стороны человека формируется нравственность. Вы не должны говорить ребенку – ты плохой! - нет, совсем не так. Назовите плохим поступок, который он совершил, а не его самого. Не бейте, не унижайте и отчитывайте его при других. Проведите жесткую беседу наедине, тогда она станет «информацией для размышления».
  • Воровство, как правило, это крик о помощи со стороны ребенка. Предположите, что может его беспокоить, поговорите об этом с ребенком. Вспомните, случалось ли подобное с ребенком раньше. Припомните обстоятельства того случая – чем все закончилось? Может быть, тогда все обошлось, и ребенок не осознал своего поступка? Или, напротив, последовало суровое наказание, которые было слишком большим, и ребенок затаил обиду? Обязательно вызовите ребенка на откровенный и доверительный разговор, тогда вы поймете, в каком направлении нужно действовать.
  • Если ребенок говорит о том, что осознал поступок, и больше этого не повторится, не стоит напоминать ему о проступке постоянно и подозревать именно его, если в доме что-то пропало. Это не значит, что контроля не должно быть, но пусть он будет ненавязчивым. Говорите ребенку, что вы верите ему – это будет лучшей мотивацией. Делайте ставку на чувство собственного достоинства, ребенок должен гордиться тем, что ему доверяют и полагаются на него. Помните знаменитый эпизод из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко, когда он доверил отвезти большую сумму денег молодому уголовнику? Мальчик попался на воровстве, но педагог сказал, что верит в него и доверяет именно ему крупную сумму. Сорванец тогда понял, что в нем уважают человека, и не обманул надежды учителя, с воровством было покончено навсегда.
  • Следите за тем, как складываются у ребенка отношения с коллективом сверстников. Если ребенка игнорируют, не берут с собой играть, обижают, а ребенок не хочет делиться своей проблемой со старшими и уже почти привык к тому, что получил статус «мальчиша-плохиша» - бейте тревогу. По наблюдениям психологов, именно такие дети склонны к воровству, как способу мести за свои обиды. Помогите ребенку установить контакт с другими ребятами, не оставляйте его один на один со своей бедой.
  • Если вы не понимаете, в чем таится причина воровства, а ребенок не может или не хочет это объяснить, и случаи воровства повторяются, обратитесь к специалисту. Чем раньше будут приложены усилия в борьбе против этого зла, тем больше шансов исправить ситуацию без её повторения в дальнейшем. Помните, что именно в раннем детстве и младшем школьном возрасте формируются моральные принципы человека, чем раньше заложен этот принцип, тем он тверже.

Статья из раздела Дети и родители | Психология