Стили воспитания

Воспитание ребенка – очень не простая задача. Она требует от родителей максимальной самоотдачи, времени, сил и, конечно, педагогической грамотности. Для того, чтобы быть хорошим наставником своему ребенку, не обязательно заканчивать педагогический университет, но некоторые теоретические аспекты педагогики все же полезно знать.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как можно назвать ваш стиль воспитания? А между прочим давным-давно учеными-педагогами выведена классификация стилей воспитания. Познакомьтесь с нею, и, если захотите, примерьте на себя – что получится?

Авторитарный стиль.

Так характеризуется ситуация в семье, где родители все вопросы решают за ребенка. Они не объясняют свои решения, но зорко следят за их исполнением. Такой стиль воспитания обычно практикует жесткие наказания, лишения. По мере взросления ребенка, родительский контроль не ослабевает, потому что родители считают, что только они знают, что нужно их ребенку. Дети, имеющие сильный и закаленный характер, в подростковом возрасте начинают бунтовать: ссорятся с родителями, не подчиняются им и даже уходят из дома. Слабые дети приспосабливаются, не пытаются отстаивать свою независимость. При таком стиле воспитания у ребенка не формируется самостоятельность и ответственность за свои поступки, поскольку он не приучен принимать решения самостоятельно. В его сознании есть только сдерживающий фактор страха перед наказанием, но как только такой ребенок остается без присмотра родителей, он готов броситься в омут с головой. Он жаждет насладиться свободой, не может давать себе отчет о возможных последствиях собственных поступков. Авторитарный стиль исключает возможность духовной близости между родителями и ребенком, в пору его зрелости отношения вряд ли потеплеют – не узнавший в детстве родительской внимания и ласки, человек не доверяет ни родителям, ни посторонним людям.

Демократический стиль.

Реализующие такой стиль родители поощряют в детях самостоятельность и ответственность. Мнение ребенка важно, его всегда выслушивают, позволяют ребенку участвовать в принятии важных для семьи решений. Родители требуют от ребенка сознательности, ответственности за свои поступки. Учат ребенка принимать взвешенные решения, тем самым дают ему понять, что за все возможные последствия он ответит сам. В раннем и дошкольном возрасте родители направляют ребенка, оставляя за ним право мыслить и рассуждать, по мере взросления у ребенка появляется больше свободы, но прибавляется и ответственности. Демократический стиль располагает к тому, чтобы ребенок с малых лет умел понимать свои цели, обдумывать способы их достижения. В трудных жизненных обстоятельствах у ребенка, воспитанника родителей-демократов, больше шансов выстоять, чем у того, кого родители не подготовили к самостоятельной жизни.

Попустительский стиль воспитания

Так характеризуется стиль воспитания, когда ребенок с детства не знает запретов. Родители не контролируют поступков ребенка, не умеют добиваться того, чтобы ребенок выполнял их требования и признавал в них авторитет. Ребенок, не знающий слов нет и нельзя, впоследствии готов вступить в конфликт из-за любого противоречия, идущего вразрез с его стремлениями. Такой стиль воспитания не формирует ответственности, скорее чувство покинутости и неуверенности в себе, поэтому дети могут быть ведомы, попадать в сомнительные компании. Не знающие запретов дети, не боясь хотя бы родительского наказания, не признают наказания вообще, оно не является для них сдерживающим фактором. В трудных ситуациях такие дети бывают агрессивны и импульсивны, склонны винить окружающих и не думать о последствиях.

Непоследовательный стиль

Так характеризуется взаимодействие ребенка с родителями, когда у последних нет общего взгляда на воспитание ребенка. Нет общих принципов, требований. Такая несогласованность между родителями приводит к тому, что у ребенка развивается ощущение неуверенности в себе, боязнь окружающей действительности, заниженная самооценка – у ребенка нет ощущения стабильности внешнего мира. Тогда, когда перед ребенком стоит сложный выбор, он долго колеблется и не может определиться – неуверенность, которая преследует его с детства, мешает ему принять самостоятельное решение, и часто такие люди пускают все на самотек.

Опекающий стиль.

Это гиперопека со стороны родителей: они стремятся все время быть рядом с ребенком, ограждать его от трудностей. Родители избирательны в отношении друзей их ребенка, подчас стремятся заменить друзей собою. При таком воспитании у ребенка не формируется самостоятельность и решительность, он совершенно не готов к взрослой жизни, запаздывает психологическая зрелость. В самостоятельной жизни он старается возложить ответственность на кого-то другого, он безынициативен и робок.

Избранный родителями стиль воспитания во взаимодействии с индивидуальными особенностями ребенка ведет к формированию определенных черт характера. Каждый из описанных стилей – разные по соотношению внимание, ласка, предоставление самостоятельности ребенку и контроль его поступков. Как видите, если в этом соотношении подавляющим становится какой-то один компонент, получается негармоничный стиль воспитания, который ведет к негативным последствиям…

Статья из раздела Дети и родители | Психология