О смысле детских рисунков

Мы не можем не обращать внимания на рисунки детей – такие они подчас удивительные. Мы силимся прочитать в них какой-то скрытый смысл, который, несомненно, есть в них. Но детское воображение - сложный мир, где царят свои законы и неясные для нас ассоциации. Что нужно знать о детских рисунках, чтобы правильно их понимать?

Детский рисунок выражает настроение и мироощущение ребенка так же, как игры и разговоры. Рисунок ребенка понять сложнее, чем если бы вы принялись расспрашивать его самого о чем-то, задавая прямые вопросы. Дети умело уходят от нежелательных расспросов; например, если вы интересуетесь тем, почему на рисунке есть все члены семьи кроме мамы, ребенок скажет, что мама ушла в магазин – логично и исключает дальнейшие объяснения.
Некоторые рисунки могут даже пугать, но не всегда то, что настораживает нас и кажется выражением негатива, значит для ребенка то же. Например, Баба Яга не обязательно выражает детский страх, просто этот персонаж интересен ребенку своей загадочностью и силой.

Рисунки детей разного возраста являются выражением разных вещей: дети до 6 лет рисуют свои сиюминутные впечатления или укоренившийся в памяти облик предметов. Дети от 6 до 12 лет вносят в рисунок сюжет, где вполне могут выражаться и эмоциональные переживания. Эмоции, как известно, представляют собой переживания, которые сильны в течение непродолжительного времени, поэтому если ваш ребенок в порыве обиды или испуга нарисовал что-то в чёрном цвете, это еще не повод говорить о психическом расстройстве или глубоких переживаниях.

Рисунки детей старше 12 лет радикально отличаются от ранее описанных, потому что и сам внутренний мир ребенка в этом возрасте совершенно другой, ведь перед нами уже сформировавшаяся личность; для того, чтобы её понять, только детских рисунков не достаточно.

Рисунки маленьких детей, как было сказано выше, выражают сиюминутные эмоции или их представление о предметах. Не стоит настораживаться, если ваш ребенок взялся за черный цвет. Для него это всего лишь яркий, сильный цвет, зато вполне логично предположить, что изображенный предмет или явление оказали на малыша сильное впечатление.
Неверно выбранный цвет при изображении какого-то хорошо знакомого предмета, например, кошки, нарисованной зеленым, говорит о том, что у ребенка неправильно сформировано понятие о предмете, поэтому стоит указать ему на то, что зеленых кошек не существует в реальности. Но, конечно, вмешиваться стоит только тогда, когда очевидно, что ребенок повторяет рисунок из раза в раз, не понимая своей ошибки.

Не стоит обижаться на то, если вдруг вы видите на детском рисунке себя в негативном образе: это вовсе не знак того, что ребенок вас боится или обижен на вас. Маленький ребенок изъясняется предельно коротко и прямолинейно, он, возможно, имеет в виду случай, когда вы были с ним строги или пребывали в плохом настроении. В его памяти этот случай оставил сильное впечатление, поэтому он воспроизвел его на бумаге.

Гораздо интереснее в этом плане рисунки детей старше 6 лет. Их представление о чувствах, характерах и поступках уже сформировано, поэтому принято говорить о сюжетных изображениях, где присутствует оценочная характеристика персонажей. Переживания относительно сложной атмосферы в семье найдут себе выражение, но это неизбежно, ведь ребенок уже многое понимает. Психологи говорят, что мрачный рисунок в связи с каким-то событием - зов о помощи, поэтому стоит поговорить о странных рисунках, если в них угадывается явный негатив.

Рисунки детей старше 6 лет могут рассказать о поступке или событии; правда, без помощи автора рисунка вам будет сложно разобраться, ведь представление об окружающем  мире у ребенка полон условностей, понятных ему одному.

Для того чтобы делать грамотные выводы относительно детских рисунков, нужно в принципе быть внимательными к своим детям. Выстраивайте свои отношения с ребенком на доверии, тогда многое прояснится для вас и без разгадывания его рисунков.

Статья из раздела Дети и родители