Учим уроки вместе с ребёнком

Нужно ли учить уроки с ребенком? - вопрос неоднозначный. Скорее, его можно соотнести с вопросом о том, а нужно ли помогать ребенку, когда он учится ходить? Пока ребенок только начинает делать первые робкие шаги, без помощи взрослого ему, конечно, будет сложно, но впоследствии посторонняя помощь ему не потребуется. Так и здесь.

Психологи много говорят о том, что знакомство с школой – стресс для ребенка, и для того чтобы период адаптации прошёл как можно легче, нужно ребенку помочь.

  • Главным потрясением для детской психики является смена деятельности и мотивации: если раньше основным занятием для ребенка была игра, то в школе ему нужно научиться быть внимательным и заниматься тем, на что, возможно, не всегда есть «вдохновение». В игре он получал «свечки»или «очки», и от них его жизнь никак не зависела, теперь же учительница в школе говорит, что от какие-то цифры-оценоки определяют всё его будущее. Родители должны повлиять на формирование положительной мотивации к учению – в совместных домашних занятиях показать, что уроки дома – это ответственность и залог крепких знаний.
  • Долгое время в новоиспеченном школьнике будет говорить воспитанник детского сада: у семилетнего ребенка вдруг возникает непреодолимое желание поиграть и пошалить, без контроля взрослых он, без сомнения, последует голосу своего желания, потому что в этом возрасте он еще не обладает в полной мере навыками самоорганизации. Мама с папой должны отследить, чтобы игра не вытеснила учёбу.
  • Помимо формирования мотивации, родительское участие просто необходимо в ситуации, когда ребенок что-то не усвоил на уроке и затрудняется справиться с аналогичным заданием дома. Помощь мамы или папы будет как нельзя кстати, если вдруг обнаружился пробел в детских знаниях.
  • Когда родители вместе с ребенком делают уроки, у них складывается объективное представление о степени усвоенности материала, они видят, что ребенку дается легко, а что – не очень. Их наблюдения и рекомендации учителя позволят быстро справиться с возникающими сложностями. В первый учебный год это особенно важно, не зря цифровые отметки появляются только во втором полугодии – из-за длительного периода адаптации первоклассников.
  • До какого возраста/ класса следует учить уроки с ребенком? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно – с указанием точных дат. Ослабить контроль (именно ослабить, а не отменить, ведь впереди сложный переходный возраст, когда многие дети забрасывают учёбу) можно тогда, когда вы уверены, что трудности, связанные с привыканием к школе, ребенок вполне преодолел и сам может контролировать себя и распределять своё время. Когда это произойдет – частный вопрос каждой отдельно взятой ситуации.
  • Некоторые родители учат со своим чадом уроки едва ли не до старших классов. Но вряд ли это хорошо. Задача родителей – не взять обучение ребенка под жесткий контроль, а помочь ребенку стать самостоятельным и ответственным. Ребенок, действующий до выпускного класса по указке строгой мамы, никогда не научится распределять свое время и вообще полагаться на свои силы.



Статья из раздела Дети и родители