Гиперактивный ребенок

Если не всем знакомо научно-педагогическое определение гиперактивный ребенок, то с самим явлением, пожалуй, сталкивался каждый родитель, когда наблюдал игру детей на детской площадке: гиперактивный ребенок часто является инициатором склок, скандалов, он громко говорит, кричит, не может сидеть на месте. Ребенок не подчиняется никаким требованиям и игнорирует замечания – не делает вид, что не слышит, а именно не слышит. С таким нелегко справиться, но всё-таки можно.

Прежде всего, не стоит торопиться с выводами и называть каждого непоседливого ребенка гиперактивным, ведь подвижность и увлеченность игрой свойственно всем детям вообще.

Гиперактивным считается ребенок, у кого эта активность присутствует сверх меры. Он, даже если выбился из сил, продолжает бегать и шуметь, когда же наступает переутомление, он начинает истерить и плакать.

Гиперактивный ребенок, как и всякий другой ребенок, любопытен и задаёт миллион вопросов, однако, он не дослушивает ответ или вообще забывает о том, что ему было интересно минуту назад.

Гиперактивный ребенок, в отличие от капризных и избалованных детей, совершенно не знает разницы между нормами поведения, например, на детской площадке и в магазине. Его не стесняют осуждающие взгляды взрослых и их замечания – он их не видит, продолжает бегать, кричать и т.д.

Гиперактивного ребенка трудно уложить спать, трудно занять настольными играми или рисованием, чтением. Он постоянно отвлекается, не умеет спокойно высидеть и 10 минут. Такой ребенок бывает лишен рассудительности, ему не свойственно выстраивать логические цепочки, когда вы пробуете анализировать вместе с ним его поступки и их последствия. Одним словом, неуправляемый, как часто принято говорить.

Как воспитывать гиперактивного ребенка?

  • Чересчур активному ребенку просто необходим выплеск энергии, поэтому шумные и подвижные игры для него - это способ избавиться от излишков энергии. Следите за тем, чтобы всепоглощающее увлечение игрой не перешло в исступление и эмоциональное бешенство. Посадите ребенка рядом с собой - пусть отдышится и отдохнет. Приучайте его контролировать свое поведение и быть сильнее своих эмоциональных взрывов. Не стоит ограничивать ребенка в желании побегать, попрыгать или поиграть в индейцев - так вы лишите его возможности "остывать", а это для гиперактивного ребенка может обернуться серьезными психическими расстройствами.
  • Объясните ребенку, что его шумное поведение не есть норма, и ему необходимо подчиняться правилам приличия, ведь ему предстоит жить среди других людей, находить с ними общий язык. Но объясните это ему мягко, не давите и не ругайте.
  • Не стоит предъявлять к такому ребенку слишком жестких требований – вряд ли вы добьетесь муштрой от него послушания,ведь темперамент заложен природой, от этого не уйти. Однако, попустительский вариант поведения родителей – тоже не вариант, иначе ребенок перейдет все рамки. Не стоит надеяться, что гиперактивность пройдет, это не возрастное явление. Ваша задача - направить чрезмерную энергию в нужное русло. Спорт - отличный выход: ребенок реализует свои силы в здоровом, полезном занятии.
  • Введите режим дня. Так или иначе какие-то внешние рамки должны быть, и начинаются они с простых вещей - распорядка, чередования отдыха и труда. Следите за тем, чтобы каждое занятие, пусть даже самое незначительное дело, было доведено до логического завершения. Хвалите ребенка за то, что он сделал все вовремя и хорошо. Поощрение родителей - лучший стимул для ребенка младшего школьного возраста.
  • Приучайте ребенка к пассивным занятиям. Все-таки он должен к ним привыкать, ведь ему предстоит школьная жизнь, учеба, общение с воспитателями и учителями. Внимание такого ребенка очень сложно удержать. Если вдруг во время занятия ему стало, например, нестерпимо интересно посмотреть, что происходит за окном - разрешите ему сделать то, что он хочет, но потом обязательно вернитесь к выполняемому делу - так он научится контролировать себя и расставлять приоритеты.
  • Наконец, если вдруг ребенок проявляет гиперактивность, она может быть всего лишь реакцией на какую-то сложную жизненную ситуацию - изучите все стороны жизни ребенка, возможно есть что-то, что заставляет его переживать или таким образом обращать на себя внимание.



Статья из раздела Дети и родители